14.07.2012:12.52
Морально-нравственная дихотомия «Чародейки»

В Большом театре состоялась четвёртая попытка реанимации оперы Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

Полемическая природа «Чародейки» П.И.Чайковского, на мой взгляд, серьёзно недооценена критиками и музыковедами, хотя является едва ли не краеугольным камнем этого непризнанного, заклёванного и зашуганного шедевра.

Реакция на оперу даже в наши дни поражает своей эмоциональной наивностью: люди скучают, нервничают, ждут шедевральности припевов «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» и, не дождавшись, недоуменно пожимают плечами: «И это Чайковский? Может, лучше ещё раз «Царскую невесту» или «Бориса Годунова» переслушать?..» И это затянувшееся на столетие недоумение имеет совершенно объективную основу, потому что «Чародейка» в том виде, в котором мы её воспринимаем на фоне не только музыкального наследия самого П.И.Чайковского, но и в контексте накопленного человечеством оперного багажа, доступного нормальному обывателю (маниакальную эрудированность специалистов оставим пока в стороне), «Чародейка» есть ни что иное, как компендиум пройденного и задуманного, типичная энциклопедия творчества композитора, состоящая из уже написанного и только-только проклёвывающегося. Разумеется, в той или иной степени так можно охарактеризовать любое произведение любого автора, но дело еще и в том, что в «Чародейке» много рефлекторных элементов, будто отражающих художественные «размышления» Чайковского о том, что творится в мире культуры вообще и в русской культуре в частности.

Так, во вступлении мы слышим напевные интонации в сопровождении пиццикато, схожие с теми, что звучат в знаменитом «Рассвете на Москве-реке» М.П.Мусоргского из «Хованщины», впервые исполненной в Петербурге за год до премьеры «Чародейки». Во второй части интродукции легко обнаружить пафосные мотивы сцены битвы из ещё не написанного «Щелкунчика». В сцене появления Князя в середине второго действия отчётливо слышны аккорды, сопровождающие появление Тристана пред гневные очи Изольды (премьера вагнеровского шедевра состоялась в 1865 году). Дуэт Кумы и Княжича «Когда ты гнев в душе моей…» предвосхищает знаменитый дуэт Водемона и Иоланты. Хор, которым сопровождается гибель Княжича «Не оплакать его душу добрую…», — находит своё более законченное драматургическое воплощение в финальном хоре «Пиковой дамы», а уж о неизбежности параллелей, какие возникают между финальным монологом Князя и монологом Германа «Гром, молния, ветер!», и говорить излишне… Словом, и сюжетно, и интонационно «Чародейка» впитала в себя многие художественные идеи и формы, витавшие в воздухе во второй половине XIX в. и бывшие не безразличными творческой интуиции П.И.Чайковского.

О том, что в этой опере, кроме её шкатулочно-тезаурусной партитурной ценности есть масса метафизических нюансов, можно говорить часами. Чего только стоит антиклерикальный образ малодушного и подлого Паисия — бродяги в рясе чернеца! А реакция хора на призывный звон к молебну: «Намолились. Будет с нас!» Эта морально-нравственная дихотомия, какая находит блестящее отражение в музыке, отчётливо разделяющейся на эпический напевный блок, под какой обычно и засыпают не слишком выносливые опероманы, и лирический эмоциональный (сюда относятся ярчайшие монологи Княгини и Мамырова из второго действия, дуэт Княжича с Кумой, монолог Кумы «Ты лжи поверил…», её же ариозо в четвертом действии, финальный монолог Князя и др.), пронизывает всю драматургию оперы, ядром которой становится неразрешимое противоречие между моралью — приемлемыми моделями поведения — и нравственностью.

Аморальное, с точки зрения приличного общества, поведение Кумы на поверку оказывается глубоко нравственным, ибо обычную гулящую бабу мужики своими шкурами защищать не будут ни при каких обстоятельствах. Секрет своей привлекательности хозяйка заокского мотеля раскрывает в невероятно простых и убийственно убедительных словах, обращенных к Князю:

«А волшебство моё всё в том, что лаской я гостей встречаю, да словом добрым привечаю, да в том ещё, что здесь заботы нет, ни жен ревнивых, ни докуки, привольно всякому вздохнуть в весельи удаль развернуть…».

Из чего следует, что Настасья Кума не кто иная, как организатор развлекательного центра, в современных категориях, — вероятно, ночного клуба, в котором любому желающему предлагается не только выпивка, пляски и даже шоу скоморохов, но и личная задушевность хозяйки, у которой для каждого находится доброе слово. С одной стороны, поведение Кумы — это блестящий маркетинговый ход, которому сейчас обучают в вузах по специальности «Гостеприимство и отельный бизнес». С другой стороны, бесспорно, что Настасья — врачеватель душ нижегородских мужиков, и именно этой открытой доброжелательностью их к себе и привлекает. Отсутствие сексуальной подоплёки в этом влечении безусловно: намёков на это нет ни в тексте, ни в музыке, и только в воспаленном похотью и отказом во взаимности воображении старого Князя возникает оскорбительное подозрение. Таким образом, с точки зрения общественной, официальной морали, добро Настасьи воспринимается как ворожба, её правдивость — как волшебство, откровенность — как чародейство. Да тут целая диссертация по социальной психологии, а не мелодрама! Но и это ещё не всё.

Совершенно фантастическим кажется мне образ Княгини: женщина, распятая на кресте оскорбленного достоинства — и женского, и социального, — совершает убийство, которое окружающими воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Перефразируя знаменитую фразу из «Идиота» Ф.М.Достоевского, любой бы на её месте поступил бы так же в рамках той общественной морали, какая подминает нормы нравственности. В этой связи любопытно отметить, как именно ловчий Княжича — Ваня Журан — пытается успокоить своего господина: «Не убивайся, княжич мой!» — будто Княжич кошелёк потерял, а не любимую женщину… Сама же Княгиня настолько хитроумно выпутывается из обвинений Княжича убийстве, что берёт оторопь: «Не я, Господь своей десницей покарал колдунью злую…» — то есть разницы между своими руками и десницей Господней Княгиня не видит! Сам собой возникает вопрос: а сошла бы с рук такая самоидентификация с Господом кому-нибудь, кто статусом попроще? Вопрос, конечно, риторический, но от этого сам образ Княгини только выигрывает в своей зловещей архетипичности. Это не отверженная Любаша из «Царской невесты», какая борется за чувства. Это совершенно иной тип, защищающий личное социальное достоинство, оболочку семейного благополучия и видимость приличий с такой самозабвенной страстью, что в ходе этой борьбы попираются основы не только христианской этики и здравого смысла, но и уголовного права. И в этом смысле актуальность «Чародейки» вообще и образа Княгини в частности переоценить невозможно!

Характерно, что противоречие между моралью и нравственностью как между долгом и чувством пунктирно возникает и в неоднократном напоминании Кумы Княжичу о его клятве, которую тот должен исполнить, выполняя свою социальную, общественную, моральную миссию. В монологе «Кручина с вами!» она говорит: «В деле этом поверил ты глухим наветам и клятву дал меня сгубить…» Кума просто и тонко диагностирует внутреннюю проблему Княжича, какой добрее и живее детерминирующих его поведение норм. Этим-то пониманием Кума и привлекает внимание Юрия, и заставляет его себя выслушать. Насколько мне известно из истории создания оперы, именно этот диалог и именно эта сцена стали ключевыми в принятом Чайковским решении писать оперу по драме Шпажинского. Именно в «Чародейке» полуевропейский-полуроссийский взгляд композитора выплёскивается в многослойном переплетении мелодраматических смыслов, исполненных тончайшего психологизма и социально-философских обобщений, из каких и возникает та самая морально-этическая дихотомия, предстающая в этой опере тем самым двуглавым символом российского государства, в котором мораль и нравственность, образно говоря, никогда не встречаются глазами. Не случайно же композитор хотел посвятить свою лучшую, как он тогда считал, оперу главе этого самого государства — Александру III… И то, что это невероятно богатое, невероятно животрепещущее и невероятно мощное по силе высказывание композитора по сей день не находит адекватного отклика не только в сердцах и умах зрителей и слушателей, но и музыковедов, и, увы, постановщиков, печалит невыразимо.

Четвёртая в истории Большого театра постановка оперы была осуществлена высокопрофессиональной постановочной группой, из которой свою миссию перед этим шедевром Чайковского на все сто выполнил, пожалуй, только Александр Лазарев, проведя такую подготовительную работу с оркестром, что представленный уровень инструментального исполнения затмил все слышанные мной записи этой оперы, включая почти безупречную работу Светланова и даже экспрессивную интерпретацию Гергиева. Едва ли не впервые я услышал такую монолитную продуманность каждой фразы, безупречную аккуратность всех групп даже в самых рискованных местах, какие редкие духовики вытягивают без ощутимых сбоев и киксов. Справедливости ради нужно заметить, что я слушал третий от последнего и предпоследний спектакли, когда расхождения с хором сошли на нет, а взаимодействие оркестровой ямы с солистами казалось почти эталонным. Оба спектакля я слушал с разных точек боковых и центральных лож второго и третьего ярусов и партера: если певцы заметно терялись, выходя за рамки центральной трети планшета сцены, то оркестр везде звучал бесподобно, сбалансировано и невероятно ярко. Кроме незаурядной аккуратности, с которой была озвучена музыкантами партитура, меня буквально покорила эмоциональная мощь, какая выплёскивалась из оркестровой ямы и не могла не поддерживаться энтузиазмом солистов и хора.

Анна Нечаева в партии Кумы хоть и допускала болезненные неточности интонирования, но яркий, красивый тембр певицы позволял закрывать глаза на эти нюансы, а сложнейшее третье действие певица провела просто блестяще. Совершенно иначе звучала в главной партии Мария Горелова: с первой фразы, с первой ноты зал будто начал светиться от её чистейшего, колокольчиковой звонкости тембра, исполненного совершенно невыразимой красоты, интонационной корректности и эмоциональной точности фразировки. Исполнение Гореловой знаменитого ариозо Кумы из четвертого действия, когда певица буквально заливала всё пространство своим богатым голосом, показалось едва ли не лучшим из всех слышанных мной до этого вариантов.

Совсем не понял, что сотворила с партией Княгини моя любимая Елена Манистина — певица, обладающая не только тембрально богатым голосом, но и выдающейся вокальной школой. В спектакле, какой я слушал с её участием, она и рычала, и кричала, и сипела, и хрипела, вызывая искренний восторг любителей примитивных актёрских спецэффектов и ужас у любителей академического вокала. Конечно, партия для меццо высоковатая, но у Манистиной я никогда не замечал проблем в верхнем диапазоне регистра, отчего случившееся кажется мне каким-то недоразумением.

Разумеется, на фоне воспоминаний от неудачного выступления Манистиной просто королевскими показались выверенная мягкость, эмоциональная концентрация и академическая чёткость вокала Ирины Макаровой, исполнившей Княгиню во втором составе. Шикарные полноцветные низы, роскошные верха и легкое звуковедение стали настоящим украшением этого исполнения.

С мужским составом все не так однозначно, но всё ещё исполнение Валерия Алексеева и Владимира Маторина Князя и Мамырова мне кажется более удачным, чем исполнение этих партий Владиславом Сулимским и Вячеславом Почапским, хотя это предпочтение скорее носит пристрастный характер. У Сулимского мне не понравилась камерность звучания и ощутимый недостаток динамики, тогда как Князь Алексеева производит более грозное и убедительное чувство именно за счёт объемности и яркости своего вокала.

О том, что партия Мамырова буквально создана для голоса Владимира Маторина, можно и не говорить: эта роль у певца звучит как влитая, обнажая всю красоту и великолепную выделку его волшебного баса. У Почапского фразировка кое-где даже более выразительна, да и драматически певец ничем не уступает Маторину, но некая экзальтация в монологе «Меня, меня плясать заставить!» мне показалась излишней, хотя вокальных претензий к исполнению, конечно, никаких предъявить нельзя.

По странному стечению обстоятельств, в обоих спектаклях, какие я слышал, партию Княжича исполнял Всеволод Гривнов. Заваленный в горло звук, зажатость в первой части партии как в небольших сольных фрагментах, так и в ансамблях просто удручали. Однако, в четвертом действии певец неожиданно так мощно раскрывается, что остаётся ощущение, будто Гривнов весь спектакль бережет голос для финального вокально-эмоционального рывка.

Из пары исполнителей небольшой роли (точнее одного монолога) Ненилы — сестры Мамырова и пастельницы Княгини — Татьяна Ерастова произвела невыразимо более цельное и мощное чувство, чем Ирина Долженко, какая то ли была не в голосе, то ли в принципе не разобралась в мракобесной мистике этого образа.

Из исполнителей совсем уж второстепенных партий стоит выделить Андрея Архипова, исполнившего небольшую роль Кудьмы, и Ангелину Никитченко, выступившую в партии Поли — подруги Кумы.

В целом хочется отметить неправдоподобно чёткую дикцию всех исполнителей, включая хор, и совсем уж невозможно оставить без внимания невероятную красоту сложнейшего уникального децимета из первого действия, какой исполняется артистами и оркестром театра с такой кружевной красотой, отрепетированной точностью и техническим блеском, что порой кажется, ради одного этого ансамбля стоило восстанавливать как минимум музыкальное исполнение «Чародейки», сценическое воплощение которой, боюсь, ещё долго будет оставаться весьма болезненным для столь сложного произведения вопросом.

То, что предложили в качестве видеоряда к опере режиссёр Александр Титель и художник Валерий Левенталь, не вызывает ни резкого негатива, ни пламенного восторга. Собственно, этим оно и плохо. Да, добротно. Образ реки сделан просто чудесно. Её гладь то весело рябится, то величаво переливается, то трагически застывает и обращается в омут. Всё красиво. Но вместе с тем очень уж монотонно. Световая палитра, созданная Дамиром Исмагиловым, поддерживает общую цветовую гамму, состоящую из чёрного, оранжевого, красного, синего, фиолетового, коричневого, жёлтого и стального с серым. Определенно не хватает зелени, отчего вся цветовая партитура выглядит у Левенталя подражанием Левитану: сплошная «золотая осень», в финале отчетливо разрешающаяся неожиданной снежной пургой, никак не стыкующейся с либретто, но в данном случае полностью уместной. Честно говоря, из всего оформления мне больше всего понравилось именно четвертое действие, несмотря на самое большое количество в нем собственно режиссёрских мизансценных недоработок.

Выстроив мизансцены на скрещивающихся ступенчатых помостах, режиссёр отчасти избавил себя от необходимости как-то оправдывать внешнюю статику пластического образа спектакля. Почему обычные диалоговые сцены, в какие слушатель должен погружаться именно ушами и умом, не дают покоя современным режиссёрам, я не понимаю. Вот и у Тителя напряженнейший дуэт Кумы и Князя сопровождается какими-то мистическими фигурами-призраками, подающими в самый критический момент Куме нож и поднимающими её периодически на руки. Не столь нелепо, но всё ещё грубовато выглядит зоо-травестийное буйство скоморохов, переодетых в животных (что есть правильно по тексту) и разухабистых бабищ (что есть вольное вкрапление постановщиков): музыка скоморошьего танца настолько богата, что предложенные хореографом Олегом Глушковым кривляния в качестве её иллюстрации кажутся малоуместными, хотя и не сильно раздражающими. Вот в целом такое общее чувство от постановки и остаётся — ни рыба, ни мясо. Ни традиционного костюмированного перфоманса, ибо цветовая гамма слишком уж авторская, да и к аутентичности мизансцен есть вопросы (основной возникает в финале, когда труп Кумы не сбрасывается в омут по приказу Княгини, а так и остаётся лежать на сцене «не замечаемый» Княжичем и Князем), — ни авторского прочтения, для которого именно в «Чародейке» — просто океан возможностей. Вроде не плохо, но и не так чтобы хорошо. Буднично как-то.

И стоит ли удивляться тому, что зритель по-прежнему засыпает в самых красивых местах этой оперы, что даже после изумительного по качеству исполнения зал наполняют вялые, скорее вежливые, чем радушные рукоплескания, а крики «браво!» солистам звучат со сцены от артистов хора?.. И не странно ли, что музыкально-драматическая ткань этой оперы, имеющей парадоксально сложную сценическую судьбу, никогда не вызывала вдумчивого уважения у большинства музыковедов и критиков, и, насколько мне известно, практически никто из них даже не пытался проанализировать это произведение Чайковского как редчайшее гражданское высказывание художника о своей стране, о своем народе, какой, будучи раздавленным морально-нравственной дихотомией своего существования, так буднично, так безэмоционально и так пресно воспринимает, вероятно, самое важное и ценное на нынешний день откровение о самом себе…

Фото Дамира Юсупова / Большой театр


Источник: belcanto.ru Spicedance
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Новое в ПОПСЕ

В сети появилась еще одна неизвестная композиция Ланы Дель Рей.

В сети появилась еще одна неизвестная композиция Ланы Дель Рей.

Хакеры сливать в сеть неизданные треки Ланы Дель Рей (Lana Del Rey). Последняя "новинка" - нетипичный для об...

Варг Викернес арестован во Франции по подозрению в подготовке массового…

Варг Викернес арестован во Франции по подозрению в подготовке массового убийства.

Одиозный руководитель блэк-металлической группы Burzum Варг Викернес (Varg Vikernes) был задержан во Франции...

ARCADE FIRE: Arcade Fire объявили, когда выходит их новый альбом.

ARCADE FIRE: Arcade Fire объявили, когда выходит их новый альбом.

Arcade Fire наконец-то с датой выхода собственного нового альбома: в официальном твиттере команды появилось со...

Бывший лидер группы O-Zone Дэн Балан возглавил чарт треков российского…

Бывший лидер группы O-Zone Дэн Балан возглавил чарт треков российского iTunes

Представляем очередной чарт российского отделения iTunes. Судя и истории топов вообще, в чартах русского iTu...

Сингл Pet Shop Boys "Vocal" выйдет сразу с восемью ремиксами.

Сингл Pet Shop Boys

Pet Shop Boys скорый выход сингла "Vocal" с их будущего альбома "Electric". Сингл синглом, однако треков на...

Courtney LOVE: Кортни Лав дописывает новый альбом.

Courtney LOVE: Кортни Лав дописывает новый альбом.

Кортни Лав (Courtney Love) к концу года выдать новый "изумительный" альбом. Альбом под рабочим названием "D...

Arctic Monkeys представили две новые песни и клип. Похоже, в…

Arctic Monkeys представили две новые песни и клип. Похоже, в творческом плане коллектив подрос.

Arctic Monkeys, похоже, действительно намерены выпустить новый альбом в этом году, как и обещали. Недавно на ш...

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом русского iTunes…

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом русского iTunes Store

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом продаж в русском iTunes Store. Наверняка вам будет интересно...

Новая выпуск Звуковской статистики. Казалось бы, и причем тут Анита…

Новая выпуск Звуковской статистики. Казалось бы, и причем тут Анита Цой...

Занимательная статистика от Звуков продолжает нетривиальные исследования в области пристрастий пользователей И...

Участница «Голоса» и экс-солист «Челси» выступят на «Новой волне»

Международный музыкальный конкурс "Новая волна" под руководством Игоря Крутого в этом году вновь пройдет в Юрм...

Голландские диджеи представили радио-версию нового сингла Daft Punk.

Голландские диджеи представили радио-версию нового сингла Daft Punk.

Голландская радиостанция Sonic 102.9 в эфире полную версию нового сингла Daft Punk – "Get Lucky". Напомним, чт...

Соседи пожаловались на Лолиту президенту

Не успела Лолита обрадоваться давно ожидаемой победе над ТСЖ - после долгой войны с жильцами дома «Таганская п...

OE Video music awards кинула российских звезд

Скандальным недоразумением обернулось приглашение ряда российских поп-звезд поучаствовать в ежегодной европейс...

Нуки представила клип «Живы!»

Нуки представила клип на песню "Живы!" с одноименного дебютного альбома. - В клипе необходимо было отобразить...

Максима Леонидова поймали на плагиате

Автора новой песни бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова заподозрили в плагиате. Музыкальный журналист Алек...

Новое в ДЖАЗ и БЛЮЗ

Концерт Нильса Ландгрена в Москве

Концерт Нильса Ландгрена в Москве

Известный шведский джазовый музыкант-экспериментатор, тромбонист, вокалист, экс-арт-директор Берлинского дж...

Grammy Awards – 2014

Grammy Awards – 2014

26 января в лос-анджелесском Staples Center прошла 56-я церемония вручения наград американской Академи...

Kim Waters – Sweet & Sexy

Kim Waters – Sweet & Sexy

21 января южноамериканский smooth jazz-саксофонист Ким Уотерс (Kim Waters) представил коллекцию своих наилу...

MONTREUX JAZZ FESTIVAL: Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя…

MONTREUX JAZZ FESTIVAL: Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя концертами с грифом

В полном соответствии с 4 и 5 июля Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя концертами с грифом "sold ou...

Концерт группы Mezzoforte в Москве

Концерт группы Mezzoforte в Москве

Всемирно известная исландская группа Mezzoforte за три с половиной десятилетия собственной творче...

Известный российский джазмен Денис Бриль записал два романса на студии…

Известный российский джазмен Денис Бриль записал два романса на студии «Мосфильм»

22 июня 2013 года на музыкальной студии «Мосфильм» состоялась необычная запись: на звуковую дорож...

Итоги Финального тура Международного фестиваля-конкурса джазового импровизационного мастерства Master-Jam Jazz…

Итоги Финального тура Международного фестиваля-конкурса джазового импровизационного мастерства Master-Jam Jazz Fest 2013

Впервые в мировой практике джазовых фестивалей в первом финале Первого международного фестиваля-кон...

Мастер-класс саксофониста Джея Родригеса (Jay Rodriguez) на фестивале Мастер-Джем

Мастер-класс саксофониста Джея Родригеса (Jay Rodriguez) на фестивале Мастер-Джем

9 июня в Одессе в рамках фестиваля-конкурса Master-Jam Jazz Fest южноамериканский саксофонист Дже...

Brilliant Jazz Club открывает новый концертный сезон

Brilliant Jazz Club открывает новый концертный сезон

21 февраля в Еврейском культурном центре джазовое объединение Brilliant Jazz Club открыло новый концер...

Grammy Awards – 2013

Grammy Awards – 2013

55-я церемония вручения самых престижных музыкальных наград Grammy Awards состоялась 10 февраля в лос-...

Концерт Al Jarreau (Эл Джарро) в Москве

Концерт Al Jarreau (Эл Джарро) в Москве

Знаменитый южноамериканский джазовый певец Эл Джарро — музыкант с мировым именем, семикратны...

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства "Мастер-Джем"

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем» — одновременно и&...

Международный джазовый конкурс "Мастер-Джем" собирает музыкантов-импровизаторов мира онлайн

Международный джазовый конкурс

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем» от автора и ...

Новогодний джазовый четверг в Brilliant Jazz Club

Новогодний джазовый четверг в Brilliant Jazz Club

20 февраля в Еврейском культурном центре джазовое объединение Brilliant Jazz Club проведет предновогод...

Новый альбом саксофониста Бони Джеймса

Новый альбом саксофониста Бони Джеймса

Выход нового альбома саксофониста Бони Джеймса (Boney James) всегда является значимым событием в музык...

Новое в РОК и АЛЬТЕРНАТИВА

The National сыграли песню Terrible love вместе с гитаристом…

The National сыграли песню Terrible love вместе с  гитаристом Grateful Dead Бобом Вейром.

The National песню Terrible love с альбома 'High Violet' вместе с гитаристом Grateful Dead Бобом Вейром (Bob...

PLACEBO: Placebo представили новый видеоклип.

PLACEBO: Placebo представили новый видеоклип.

Placebo видеоклип к синглу "Too Many Friends": Композиция является пилотным треком к новому альбому рокеров...

Дети Дэвида Гилмора снимаются в сериале "Даунтонское аббатство".

Дети Дэвида Гилмора снимаются в сериале

Младшие дети гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора (David Gilmour) роли в сериале "Аббатство Даунтон". Как раз...

«Вопли Видоплясова» записывают «Чудесный мир»

Украинская группа «Вопли Видоплясова» заканчивает работу над новым альбомом. Поклонники украинского коллектив...

NICK CAVE & The BAD SEEDS: Концерт Ника Кейва, его…

NICK CAVE & The BAD SEEDS: Концерт Ника Кейва, его группы, струнного оркестра и хора доступен для просмотра на Youtube.

Ник Кейв и его Nick Cave & The Bad Seeds выход собственного нового альбома "Push the Sky Away" шикарны...

«ДДТ» презентовала клип «Где мы летим»

Группа «ДДТ» презентовала клип на композицию «Где мы летим».Главная идея состоит в том, что в этом спящем, за...

Новый альбом группы "Гран-КуражЪ"

Новый альбом группы

В 2012 году всем поклонникам стиля Heavy-Power Metal был сделан подарок от группы "Гран-КуражЪ". Эта группа, в...

«Аквариум» сыграл благотворительный «квартирник»

23.09.2012:13.00 Группа "Аквариум" сыграла камерный благотворительный "квартирник" в Центре имени В. Мейерхол...