14.07.2012:12.57
Оперная программа Первого Одесского фестиваля искусств

По весьма нетворческим, но, видимо, политически уважительным причинам оперная программа Первого Одесского фестиваля искусств была сокращена до двух полноценных мероприятий, что, к сожалению, не могло не отразиться на полноценности приобщения гостей этого форума к творческим возможностям оперной труппы театра. Неожиданно исключенный из программы «Дон Жуан» В. А. Моцарта в постановке Ю. Александрова пал специфичной жертвой уникальности самого зала Одесского национального театра, какой был отдан в этот вечер под проведение концерта, посвященного дням азербайджанской культуры на Украине. Нет сомнений в том, что благодаря волюнтаристской перекройке программы Первого международного фестиваля искусств, дни культуры Азербайджана прошли в Одессе с оглушительным успехом, но хотелось бы, на будущее, чтобы чиновники, от каких зависит распоряжение государственным театральным имуществом либо заранее планировали животрепещущие для себя мероприятия, либо уж не вмешивались в за длительное время выстроенную и выстраданную программу фестиваля, на которую настраиваются не только сами одесситы, но и гости из других стран, не говоря уж о труппе театра, для которой «Дон Жуан» стал типичным Рубиконом в обретении собственного лица.

Как бы то ни было, на место центрального события фестиваля с самого начала номинировалась премьера на пленэре вердиевской «Аиды» в постановке итальянского режиссёра Карло Антонио де Лючия. Если абстрагироваться от технических проблем, сопровождавших звуковую трансляцию спектакля (надеюсь, власть Одесской оперы не оставит без судебных последствий столь серьёзный брак в оказании услуг компанией, приглашенной для организации акустического сопровождения открытия фестиваля), то, прежде всего, стоит отметить постановочную добротность, мизансценную простоту и стилистическую корректность предложенного режиссёром прочтения. С одной стороны, предсказуемая разводка артистов возлагала на последних титаническую работу по созданию артистичной убедительности озвучиваемых образов, а, с другой, — именно традиционная прозрачность режиссёрского высказывания, в своей интерпретации не сильно далеко отошедшего от концертно-костюмированного представления известного сюжета о любви, какая сильнее смерти, позволила певцам максимально продемонстрировать свои способности, даже несмотря на некачественную звукопередачу.

Из блестящего ансамбля исполнителей, принимавших участие в спектакле, в первую очередь, хотелось бы выделить Анну Чубученко, выступившую в роли Амнерис. Дело в том, что эта партия властной несчастной женщины, отчаявшейся добиться взаимности любимого мужчины, обросла таким количеством вокально-драматических штампов, что сказать в ней собственное слово, предложив оригинальную интерпретацию, весьма и весьма непросто. Но Анне Чубученко каким-то образом это удаётся весьма легко. Думаю, секрет этого успеха не только в прекрасно вписывающихся в тесситуру партии вокальных возможностях певицы, но и в тех драматических полутонах, которыми Чубученко смогла окрасить этот противоречивый образ. Именно её Амнерис вызывает настоящее сочувствие, тогда как громоотводом для поглощения негативных эмоций зрительского катарсиса удивительным образом становится Радамес.

Валерий Бендеров, продемонстрировавший в партии благородного египетского военачальника выдающиеся природные ресурсы своего полноцветного тенора, изумлял драматической жёсткостью предложенного рисунка роли даже в любовных дуэтах с Аидой. То ли с чрезмерно вычурным гримом был перебор, то ли по замыслу и чувству роли Радамес у Бендерова выглядел упрямым бараном, насмерть лишенным эмпатии и уважения к чужим чувствам, что в итоге и привело его к гибели. Однако, такое прочтение мне показалось весьма допустимым и внутренне логичным. Именно на фоне такой интерпретации совершенно иначе воспринимается образ главной героини.

В Аиде, исполненной Татьяной Анисимовой, отчетливо прослеживаются две ролевые модели, заложенные в драматургии этого образа, – наследницы эфиопского трона и рабыни. Они убедительно переплетаются в виртуозной драматической интерпретации Анисимовой, в целом легко и блистательно справляющейся с вокальным рисунком роли (за исключением ощутимо поджатых, металлических верхов, ни к звуковедению, ни к интонированию придраться было невозможно). Её Аида словно купается в этой раздвоенности, осознавая если не собственное царственное превосходство над окружающими её власть имущими, то, как минимум, своё равенство с ними. Именно эта амбивалентность находит отражение в жёсткости предложенного Бендеровым прочтения образа Радамеса, какой тоже не случайно выбирает Аиду: он выбирает ровню, и в том стиле, в котором проводит роль Татьяна Анисимова, эта внутренняя энергетика человеческого достоинства ощущается предельно отчетливо.

Отдельного внимания заслуживает работа музыкального руководителя постановки и главного дирижера Одесского театра оперы и балета Александра Самоилэ, под руководством которого оркестр звучит весомо, собранно и корректно. Местами темпы казались мне несколько завышенными, но это лишь усиливало драматический накал произведения. Главным достоинством же стало электрическое взаимодействие дирижера с солистами и, особенно, хором, особо ценное в условиях столь экстремального выступления, сопровождавшегося шквальными порывами ветра и перепадом температуры.

Вообще состоявшееся представление на открытом воздухе можно без преувеличения назвать героическим поступком всего театра. Особенно сердце замирало, когда на сцену, лишенную малейшего подогрева, выходили артисты в костюмах, никак не предназначенных для выступления на пронизывающем холодном ветру. Это выглядело настоящим самоотречением, рискованным, а потому ещё более восхитительным, во имя ответственности за свою профессию, за тот труд, какой даёт возможность нам, зрителям, каждый раз открывать для себя всё новые и новые смыслы и эмоции в давно известных сюжетах.

Разумеется, намного более комфортным, но от этого не менее насыщенным и впечатляющим стал гала-концерт «Одесские звезды мировой оперы», завершивший фестивальный форум. Это приношение воспитанников одесской музыкальной школы и одесситов, получивших признание за рубежом, стало настоящим триумфом вокального мастерства.

Открыла концерт увертюра к опере «Набукко» Дж. Верди. Несколько суховатая жёсткость меди достойно компенсировалась роскошной экспрессией динамических крещендо вавилонской части вступления. Второе отделение концерта оркестр открыл ещё более сложной, на мой взгляд, вердиевской увертюрой к опере «Сила судьбы». Однако, здесь всё было скорее добротно, чем экстраординарно, но перепады настроений и, особенно, лирическая часть были переданы превосходно.

Из всех участников концерта лично мне больше всего запомнилось выступление темпераментной и по-своему неповторимой Анны Шафажинской, исполнившей арию Турандот и партию Тоски в дуэте из опер Пуччини. Плотный обертоновый звук, акустически собранный в маске, поражал мягкостью переходов, лёгкой шелковистостью звуковедения и устойчивой опорой, несмотря на ощутимо «секущиеся» завершения фраз.

Заметной форсировкой было отмечено выступление Татьяны Анисимовой в дуэте Леоноры и графа ди Луны из «Трубадура», а финал хитовой арии другой Леоноры из «Силы судьбы» прозвучал несколько зажато. Вместе с тем, певице удалось продемонстрировать свои блестящие технические возможности, даже на фоне некоторого недостатка драматического темперамента.

Анна Чубученко весьма достойно прозвучала в двух фрагментах из «Кармен», чисто и грамотно исполнив хабанеру и партию главной героини в финальном дуэте. Её партнер Константин Риттель-Кобылянский благодаря роскошному природному тембру и выдающимся артистичным данным блестяще выступил в Te Deum из «Тоски», легко справился с куплетами Эскамильо и достойно прозвучал в дуэте из «Трубадура».

Станислав Трифонов богатым обертоновым баритоном наполнил одну из сложнейших арий Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова и несколько тяжеловесно и почти бесстрастно, хоть и академически ровно озвучил каватину Алеко из одноименной оперы С. В. Рахманинова.

Владислав Горай красивым тембром, но камерным звуком исполнил знаменитую арию Вертера, удивив пробивными верхами на форте, а Константин Андреев на хорошем дыхании и с великолепной фразировкой исполнил «цветочную» арию Хосе и прекрасно, даже с учётом некоторых помарок в интонировании, провел финальный дуэт из «Кармен».

Хор рабов из «Набукко» — серьёзная заявка на профессиональную зрелость, и одесситы справляются с этим припевным номером легко и уверенно. Вообще о той атмосфере, в которой проходил завершающий концерт, вспоминать – одно удовольствие. Это была не просто грамотно продуманная программа из известных оперных шлягеров, но типичная демонстрация наилучшего, что было, есть и, надеюсь, будет в одесской вокально-инструментальной школе.

Подводя итог своим впечатлениям, не перестаю жалеть, что не довелось услышать ни одного полноценного оперного спектакля в исполнении солистов и хора Одесского театра в зрительном зале, обладающем неописуемой акустикой, позволяющей различать мельчайшие нюансы интонирования и инструментального исполнения в самых «слепых», но, к счастью, не «глухих» зонах лож, амфитеатра и балкона. Но вместе с тем радует сама мысль о том, что возрождение славных традиций одесской труппы, какая была одним из основных творческих ньюсмейкеров ещё во времена Советского Союза, находится в надёжных руках такого мастера, как маэстро Александр Самоилэ; что инициативы театра поддерживаются не только на уровне областной и городской администраций, но и Министерством культуры Украины и что у столь выдающегося памятника архитектуры, каким является здание Одесского национального театра оперы и балета, как показал прошедший фестиваль, достойная творческая душа.
Источник: belcanto.ru Spicedance

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Новое в ПОПСЕ

В сети появилась еще одна неизвестная композиция Ланы Дель Рей.

В сети появилась еще одна неизвестная композиция Ланы Дель Рей.

Хакеры сливать в сеть неизданные треки Ланы Дель Рей (Lana Del Rey). Последняя "новинка" - нетипичный для об...

Варг Викернес арестован во Франции по подозрению в подготовке массового…

Варг Викернес арестован во Франции по подозрению в подготовке массового убийства.

Одиозный руководитель блэк-металлической группы Burzum Варг Викернес (Varg Vikernes) был задержан во Франции...

ARCADE FIRE: Arcade Fire объявили, когда выходит их новый альбом.

ARCADE FIRE: Arcade Fire объявили, когда выходит их новый альбом.

Arcade Fire наконец-то с датой выхода собственного нового альбома: в официальном твиттере команды появилось со...

Бывший лидер группы O-Zone Дэн Балан возглавил чарт треков российского…

Бывший лидер группы O-Zone Дэн Балан возглавил чарт треков российского iTunes

Представляем очередной чарт российского отделения iTunes. Судя и истории топов вообще, в чартах русского iTu...

Сингл Pet Shop Boys "Vocal" выйдет сразу с восемью ремиксами.

Сингл Pet Shop Boys

Pet Shop Boys скорый выход сингла "Vocal" с их будущего альбома "Electric". Сингл синглом, однако треков на...

Courtney LOVE: Кортни Лав дописывает новый альбом.

Courtney LOVE: Кортни Лав дописывает новый альбом.

Кортни Лав (Courtney Love) к концу года выдать новый "изумительный" альбом. Альбом под рабочим названием "D...

Arctic Monkeys представили две новые песни и клип. Похоже, в…

Arctic Monkeys представили две новые песни и клип. Похоже, в творческом плане коллектив подрос.

Arctic Monkeys, похоже, действительно намерены выпустить новый альбом в этом году, как и обещали. Недавно на ш...

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом русского iTunes…

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом русского iTunes Store

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом продаж в русском iTunes Store. Наверняка вам будет интересно...

Новая выпуск Звуковской статистики. Казалось бы, и причем тут Анита…

Новая выпуск Звуковской статистики. Казалось бы, и причем тут Анита Цой...

Занимательная статистика от Звуков продолжает нетривиальные исследования в области пристрастий пользователей И...

Участница «Голоса» и экс-солист «Челси» выступят на «Новой волне»

Международный музыкальный конкурс "Новая волна" под руководством Игоря Крутого в этом году вновь пройдет в Юрм...

Голландские диджеи представили радио-версию нового сингла Daft Punk.

Голландские диджеи представили радио-версию нового сингла Daft Punk.

Голландская радиостанция Sonic 102.9 в эфире полную версию нового сингла Daft Punk – "Get Lucky". Напомним, чт...

Соседи пожаловались на Лолиту президенту

Не успела Лолита обрадоваться давно ожидаемой победе над ТСЖ - после долгой войны с жильцами дома «Таганская п...

OE Video music awards кинула российских звезд

Скандальным недоразумением обернулось приглашение ряда российских поп-звезд поучаствовать в ежегодной европейс...

Нуки представила клип «Живы!»

Нуки представила клип на песню "Живы!" с одноименного дебютного альбома. - В клипе необходимо было отобразить...

Максима Леонидова поймали на плагиате

Автора новой песни бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова заподозрили в плагиате. Музыкальный журналист Алек...

Новое в ДЖАЗ и БЛЮЗ

Концерт Нильса Ландгрена в Москве

Концерт Нильса Ландгрена в Москве

Известный шведский джазовый музыкант-экспериментатор, тромбонист, вокалист, экс-арт-директор Берлинского дж...

Grammy Awards – 2014

Grammy Awards – 2014

26 января в лос-анджелесском Staples Center прошла 56-я церемония вручения наград американской Академи...

Kim Waters – Sweet & Sexy

Kim Waters – Sweet & Sexy

21 января южноамериканский smooth jazz-саксофонист Ким Уотерс (Kim Waters) представил коллекцию своих наилу...

MONTREUX JAZZ FESTIVAL: Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя…

MONTREUX JAZZ FESTIVAL: Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя концертами с грифом

В полном соответствии с 4 и 5 июля Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя концертами с грифом "sold ou...

Концерт группы Mezzoforte в Москве

Концерт группы Mezzoforte в Москве

Всемирно известная исландская группа Mezzoforte за три с половиной десятилетия собственной творче...

Известный российский джазмен Денис Бриль записал два романса на студии…

Известный российский джазмен Денис Бриль записал два романса на студии «Мосфильм»

22 июня 2013 года на музыкальной студии «Мосфильм» состоялась необычная запись: на звуковую дорож...

Итоги Финального тура Международного фестиваля-конкурса джазового импровизационного мастерства Master-Jam Jazz…

Итоги Финального тура Международного фестиваля-конкурса джазового импровизационного мастерства Master-Jam Jazz Fest 2013

Впервые в мировой практике джазовых фестивалей в первом финале Первого международного фестиваля-кон...

Мастер-класс саксофониста Джея Родригеса (Jay Rodriguez) на фестивале Мастер-Джем

Мастер-класс саксофониста Джея Родригеса (Jay Rodriguez) на фестивале Мастер-Джем

9 июня в Одессе в рамках фестиваля-конкурса Master-Jam Jazz Fest южноамериканский саксофонист Дже...

Brilliant Jazz Club открывает новый концертный сезон

Brilliant Jazz Club открывает новый концертный сезон

21 февраля в Еврейском культурном центре джазовое объединение Brilliant Jazz Club открыло новый концер...

Grammy Awards – 2013

Grammy Awards – 2013

55-я церемония вручения самых престижных музыкальных наград Grammy Awards состоялась 10 февраля в лос-...

Концерт Al Jarreau (Эл Джарро) в Москве

Концерт Al Jarreau (Эл Джарро) в Москве

Знаменитый южноамериканский джазовый певец Эл Джарро — музыкант с мировым именем, семикратны...

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства "Мастер-Джем"

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем» — одновременно и&...

Международный джазовый конкурс "Мастер-Джем" собирает музыкантов-импровизаторов мира онлайн

Международный джазовый конкурс

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем» от автора и ...

Новогодний джазовый четверг в Brilliant Jazz Club

Новогодний джазовый четверг в Brilliant Jazz Club

20 февраля в Еврейском культурном центре джазовое объединение Brilliant Jazz Club проведет предновогод...

Новый альбом саксофониста Бони Джеймса

Новый альбом саксофониста Бони Джеймса

Выход нового альбома саксофониста Бони Джеймса (Boney James) всегда является значимым событием в музык...

Новое в РОК и АЛЬТЕРНАТИВА

The National сыграли песню Terrible love вместе с гитаристом…

The National сыграли песню Terrible love вместе с  гитаристом Grateful Dead Бобом Вейром.

The National песню Terrible love с альбома 'High Violet' вместе с гитаристом Grateful Dead Бобом Вейром (Bob...

PLACEBO: Placebo представили новый видеоклип.

PLACEBO: Placebo представили новый видеоклип.

Placebo видеоклип к синглу "Too Many Friends": Композиция является пилотным треком к новому альбому рокеров...

Дети Дэвида Гилмора снимаются в сериале "Даунтонское аббатство".

Дети Дэвида Гилмора снимаются в сериале

Младшие дети гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора (David Gilmour) роли в сериале "Аббатство Даунтон". Как раз...

«Вопли Видоплясова» записывают «Чудесный мир»

Украинская группа «Вопли Видоплясова» заканчивает работу над новым альбомом. Поклонники украинского коллектив...

NICK CAVE & The BAD SEEDS: Концерт Ника Кейва, его…

NICK CAVE & The BAD SEEDS: Концерт Ника Кейва, его группы, струнного оркестра и хора доступен для просмотра на Youtube.

Ник Кейв и его Nick Cave & The Bad Seeds выход собственного нового альбома "Push the Sky Away" шикарны...

«ДДТ» презентовала клип «Где мы летим»

Группа «ДДТ» презентовала клип на композицию «Где мы летим».Главная идея состоит в том, что в этом спящем, за...

Новый альбом группы "Гран-КуражЪ"

Новый альбом группы

В 2012 году всем поклонникам стиля Heavy-Power Metal был сделан подарок от группы "Гран-КуражЪ". Эта группа, в...

«Аквариум» сыграл благотворительный «квартирник»

23.09.2012:13.00 Группа "Аквариум" сыграла камерный благотворительный "квартирник" в Центре имени В. Мейерхол...