В этих словах определенно прослеживается как несомненное профессиональное достоинство, так и объективное понимание реального положения дел в вверенном ему коллективе. И всё же, несмотря на искреннюю самоотдачу оркестрантов и слышимое даже «невооруженным ухом» желание оркестра творить и делать музыку, при исполнении Пятой симфонии Чайковского ряд проблем этого коллектива – симфонического оркестра из не очень далекой от нас, но зато самой что ни на есть первозданно русской «глубинки» – сразу же не преминул высветиться, словно на лакмусовой бумаге: в первую очередь, это вызывавшее досаду звучание меди, недостаточно яркий, кое-где несбалансированный и лишенный рафинированности оркестровый звук, а также непонятная прихотливость дирижерских темпов и ритмических акцентов, особенно в финальной части симфонии. Что же касается Пятой симфонии известного армянского композитора Авета Тертеряна (1929 – 1994), исполненной во втором отделении, то ее экспериментально-новаторский звукоимитационный «космизм» совершенно ожидаемо никаких проблем оркестру не доставил, зато к такому резкому переходу от мелодики Чайковского к иррациональным децибелам звучностей Тертеряна часть зрителей оказалась явно не готова: массового «исхода» публики, конечно же, не наблюдалось, но отдельные немногочисленные ручейки из зала всё же утекли…

Последний концерт фестиваля стал мощным и весьма продолжительным русским аккордом, какой во главе с Юрием Симоновым, занявшим место за дирижерским пультом, прозвучал в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии при участии Государственного академического русского хора имени Свешникова и приглашенных молодых солистов-певцов. Это эксклюзивное фестивальное приношение Дню России, посвященное 1150-летию русской государственности, а также юбилеям народных побед 1612 и 1812 годов, представило ретроспективу истории России в музыке духовных песнопений, маршей, гимнов, торжественных увертюр и кантат. Подобная музыка, исполненная «ко времени», кажется, впервые за всю историю фестиваля пробудила такой невероятный всплеск патриотических настроений и просто небывалого слушательского энтузиазма. Однако этот «необыкновенный концерт» с обширной вокально-хоровой составляющей и пространным конферансом Святослава Бэлзы, совершенно не укладывался в рамки идеи чистого оркестрового симфонизма, провозглашенной еще на первом фестивале шесть лет назад. Тогда эта идея казалась незыблемой, но в последние годы сами организаторы всё чаще и чаще стали наступать на горло своей же песне…

В этой ситуации, нисколько не умаляя важности и просветительского значения заключительного концерта фестиваля, я бы отделил его от основной программы и стал бы рассматривать в качестве экстрасобытия, в качестве фирменного инновационного проекта, сама идея которого поистине замечательна и уникальна (ее автор – режиссер концерта Юрий Лаптев). В частности, мы услышали образцы некогда популярной, но сейчас практически не звучащей или даже неизвестной современному слушателю музыки, создателями которой были Царь Иван Грозный («Вострубите трубою»); Царь Федор Алексеевич («Достойно есть»); Дмитрий Бортнянский («Коль славен наш Господь в Сионе»); Осип Козловский («Гром победы, раздавайся!», 1791); Алексей Львов (Боже, Царя храни!», 1833); Александр Глазунов («Коронационная кантата», 1896); Цезарь Кюи (Кантата «В честь 300-летия Дома Романовых», 1913). Огромный музыкально-познавательный интерес вызвало исполнение «Гимна свободной России» (1917) Александра Гречанинова, Проекта гимна РСФСР (1946) Сергея Прокофьева (первое публичное исполнение; оркестровка Кирилла Волкова), а также Проекта гимна СССР (1960/1961) Георгия Свиридова.

Удельный вес чистого симфонизма в этот вечер был не столь велик. Программа концерта, познакомив публику с нерепертуарными в настоящее время опусами Балакирева (Симфоническая поэма «Русь») и Ляпунова («Торжественная увертюра на русские темы»), весьма эффектно замкнулась Торжественной увертюрой «1812 год» Чайковского. Этот проверенный временем и «закаленный в симфонических боях» опус и на сей раз в качестве символа русской духовности также вобрал в себя эпизодические пласты хоровых распевов. Известно, что когда гремят пушки, музы молчат. Но когда случаются парады муз, подобные сегодняшнему экстрасобытию фестиваля, невольно настает черед умолкнуть критику. Даже как-то неловко заниматься «разбором полетов», хотя в «бортовом журнале» вечера не всё было только «тишь да гладь»: как-то не с руки это, когда в душе твоей царит лишь одно ликование и чувство гордости за причастность к русским корням, к славному историческому прошлому, к русской музыкальной культуре. Да и всю значимость подобного события, по-видимому, сразу и не постичь, но пройдет время – и мы, непременно, «с придыханием» станем говорить: «А вы помните?.. А вы слышали?.. А вы были?..»

…C момента первого фестиваля прошло шесть лет, но на протяжении всего этого времени московские меломаны с упорством, по-видимому, достойным наилучшего применения, так или иначе постоянно задавались одним «злободневным» вопросом: «Когда же со сцены Колонного зала Дома Союзов мы услышим, наконец, южноамериканские оркестры?» В большинстве случаев несколько иная постановка вопроса изначально подразумевала сомнение: «Услышим ли вообще?» Ответов на эти вопросы не было ни у кого, хотя, кажется, в нулевом приближении – «никогда» и «нет» – знали их все. Решительно опровергнуть подобные радикальные оценки Фестивалю симфонических оркестров мира удалось лишь в своем сегодняшнем, седьмом по счету, сезоне. Наконец-то, взоры организаторов переметнулись и через Атлантику, но со всей «неисправимой» широтой русской души эти взоры охватили не только Северную Америку, но и Южно-Американский континент, а заодно – чего уж там! – и Остров Свободы в Карибском море, извечное бельмо в глазу «прогрессивной» Америки, собственная свобода которой, по-видимому, также предполагается «более прогрессивной».

Но как бы то ни было, и Национальный симфонический оркестр Кубы, и один из американских коллективов, Хьюстонский симфонический оркестр, в этом сезоне оказались в Москве: сердцевинный блок зарубежной фестивальной программы открывали кубинцы, а закрывали американцы, причем, «водоразделом» между ними в лучших традициях дипломатии (на этот раз – музыкальной), явилось выступление колумбийских музыкантов – Филармонического оркестра Боготы. И как-то так уж вышло, что три названных коллектива – понятно, в силу их «компактного» географического местообитания в районе единой акватории Карибского моря (наиболее отдалена от морского побережья столица Колумбии Богота) – невольно вдруг все стали ассоциироваться с американскими: так неожиданно возникла специфическая фестивальная триада.

С другой стороны, известно, что привезти в Россию любой южноамериканский оркестр топ-класса из знаменитой «Большой пятерки», в которую входят Нью-Йоркский филармонический, Бостонский и Чикагский симфонические, а также Филадельфийский и Кливлендский оркестры, – инициатива весьма и весьма затратная, тем более сейчас, когда многие оркестры США уже испытали или стоят на грани финансового коллапса. Что уж тут говорить, если даже Филадельфийский оркестр, входящий в «Большую пятерку», в этом сезоне объявил о своем экономическом банкротстве! Именно по этой причине с Чикагским симфоническим оркестром нам, несмотря даже на всю неоднозначность оставленных им музыкальных впечатлений, конечно, повезло, ведь в этом сезоне именно сей коллектив ознаменовал возобновление визитов американских оркестров в Россию после довольно долгого перерыва.

Поэтому разве не интересно было услышать еще один южноамериканский оркестр – пусть на этот раз и не топ-класса? К тому же приехал он вслед за Чикагским симфоническим, а это значит, что меломанам просто была гарантирована пища для сравнений и споров… И разве наряду с этим не интересно было на контрасте с Хьюстонским симфоническим оркестром услышать также кубинский и колумбийский коллективы? Безусловно, интересно! Тем более, что каждому из трех названных оркестров предоставлялась возможность выступить на фестивале в течение двух вечеров. В результате шесть предложенных ими программ составили весьма причудливую, несопоставимо контрастную «мини-антологию» симфонического исполнительства, ведь игровые формы этих оркестров, уровни их коллективного профессионального мастерства заметно отличались друг от друга. Но при этом нельзя также не оценить и то, что именно благодаря Фестивалю симфонических оркестров мира, названная «заатлантическая» триада оркестров приехала к нам впервые…

По моему глубокому убеждению, чем больше красок из практически неисчерпаемой оркестровой палитры мира мы сможем впитать в себя благодаря живому непосредственному восприятию, тем, конечно, богаче и духовнее будет наше представление об этом удивительном мире. В этом смысле и обсуждаемый фестиваль отчасти сродни конкурсу, но такому, что толпа присутствует лишь на сплошном первом туре: даже при наличии с ее стороны фаворитов (практически всегда) и аутсайдеров (значительно реже), в этом состязании полностью не бывает проигравших. Безусловно, в аутсайдеры сегодняшнего фестивального марафона попадает Национальный симфонический оркестр Кубы (год основания коллектива – 1959-й; действующий главный дирижер, представивший его в Москве, – Энрике Перес Меса). И если в незнакомом нам репертуаре своих национальных композиторов этому коллективу всё же удалось удивить публику непривычной для нашего слуха экзотикой и даже зажечь зал весьма специфичными танцевально-ритмизованными пьесами, то с русской классикой («Испанское каприччио» Римского-Корсакова и Четвертая симфония Чайковского) дела обстояли не так уж оптимистично… Пожалуй, приятным исключением стало лишь исполнение музыки Де Фальи (Сюита из балета «Треуголка»).

Как и на любом конкурсе, и на этот раз не обошлось без откровений – и подлинным открытием стали выступления даже не Хьюстонского симфонического оркестра, на какой, конечно же, делалась основная зарубежная ставка, а Филармонического оркестра Боготы (год его основания – 1967-й). Именно с этим коллективом и связана первая фестивальная кульминация – совершенно фантастическое, я бы даже сказал, по-европейски рафинированное исполнение Пятой симфонии Малера, полное «пронзительно щемящей романтики» и психологического, философски глубокого осмысления, а в моменты взрывных композиторских кульминаций – удивительной «прозрачности» оркестровой фактуры, не перестающей поразительно свободно «говорить» на языке инструментальных нюансов, контрастов и слаженности ансамблевого взаимодействия. Благодаря ауре своего пылкого обаяния, маэстро Энрике Димекке, стоявший за дирижерским пультом, на сегодняшнем фестивале определенно стал главным любимцем московской публики (сей невероятно разносторонний и весьма опытный мексиканский дирижер немецкого происхождения возглавляет коллектив с 2011 года). Нельзя было не восхититься и особым изяществом его трактовки редко исполняемой Сюиты для малого оркестра «Птицы» Отторино Респиги (1879 – 1936). Большой интерес вызвала также программа латиноамериканской музыки (особенно впечатлили прочтения Симфонической поэмы «Просьба» Адольфо Мехиа Наварро (1905 – 1973), Сюиты для оркестра «Колумбийская земля» Хосе Росо Контрераса (1884 – 1976) и «Концертных вариаций» для камерного оркестра Альберто Хинастеры (1916 – 1983).

Второй кульминацией фестиваля, под самый занавес «заокеанского» блока, стала Одиннадцатая симфония Шостаковича «1905 год». Ее филигранное, отточенное до мелочей исполнение Хьюстонским симфоническим оркестром заставило испытать самый настоящий катарсис эмоционального восприятия! В Москву оркестр приехал со своим художественным руководителем, австрийским дирижером Хансом Графом, какой возглавляет его с 2000 года (в конце следующего сезона маэстро собирается покинуть свой пост). Для справки: на постоянной основе (после создания в 1913-м и роспуска в 1918-м) этот коллектив был вновь основан в 1930 году. Манера игры хьюстонских музыкантов отчетливо напомнила восторги и сдержанные сомнения, связанные с недавним визитом к нам Чикагского симфонического оркестра. На этот раз в оставшейся части программы были совершенно неинтересный Моцарт (Симфония № 38 «Пражская»), вполне респектабельно, но без каких-то эмоциональных откровений и смакования звуковых красот прозвучавший Брукнер (Девятая симфония), а также первое исполнение в России Симфонии «Атомный доктор» (2007) южноамериканского композитора Джона Адамса – музыки, на поверку оказавшейся весьма искусным, но механическим эрзацем. Не услышь мы ее – ничего бы не потеряли... Да, Америка и впрямь – дело серьезное… Как и Россия, непременно, – душа необъятная… следовательно Америка к нам всё же приехала, а мы, начав, наконец, любить и себя, Америку любить, похоже, всё равно не перестанем, ведь душа у нас и впрямь необъятная…

Spicedance
Источник: belcanto.ru
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Новое в ПОПСЕ

В сети появилась еще одна неизвестная композиция Ланы Дель Рей.

В сети появилась еще одна неизвестная композиция Ланы Дель Рей.

Хакеры сливать в сеть неизданные треки Ланы Дель Рей (Lana Del Rey). Последняя "новинка" - нетипичный для об...

Варг Викернес арестован во Франции по подозрению в подготовке массового…

Варг Викернес арестован во Франции по подозрению в подготовке массового убийства.

Одиозный руководитель блэк-металлической группы Burzum Варг Викернес (Varg Vikernes) был задержан во Франции...

ARCADE FIRE: Arcade Fire объявили, когда выходит их новый альбом.

ARCADE FIRE: Arcade Fire объявили, когда выходит их новый альбом.

Arcade Fire наконец-то с датой выхода собственного нового альбома: в официальном твиттере команды появилось со...

Бывший лидер группы O-Zone Дэн Балан возглавил чарт треков российского…

Бывший лидер группы O-Zone Дэн Балан возглавил чарт треков российского iTunes

Представляем очередной чарт российского отделения iTunes. Судя и истории топов вообще, в чартах русского iTu...

Сингл Pet Shop Boys "Vocal" выйдет сразу с восемью ремиксами.

Сингл Pet Shop Boys

Pet Shop Boys скорый выход сингла "Vocal" с их будущего альбома "Electric". Сингл синглом, однако треков на...

Courtney LOVE: Кортни Лав дописывает новый альбом.

Courtney LOVE: Кортни Лав дописывает новый альбом.

Кортни Лав (Courtney Love) к концу года выдать новый "изумительный" альбом. Альбом под рабочим названием "D...

Arctic Monkeys представили две новые песни и клип. Похоже, в…

Arctic Monkeys представили две новые песни и клип. Похоже, в творческом плане коллектив подрос.

Arctic Monkeys, похоже, действительно намерены выпустить новый альбом в этом году, как и обещали. Недавно на ш...

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом русского iTunes…

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом русского iTunes Store

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом продаж в русском iTunes Store. Наверняка вам будет интересно...

Новая выпуск Звуковской статистики. Казалось бы, и причем тут Анита…

Новая выпуск Звуковской статистики. Казалось бы, и причем тут Анита Цой...

Занимательная статистика от Звуков продолжает нетривиальные исследования в области пристрастий пользователей И...

Участница «Голоса» и экс-солист «Челси» выступят на «Новой волне»

Международный музыкальный конкурс "Новая волна" под руководством Игоря Крутого в этом году вновь пройдет в Юрм...

Голландские диджеи представили радио-версию нового сингла Daft Punk.

Голландские диджеи представили радио-версию нового сингла Daft Punk.

Голландская радиостанция Sonic 102.9 в эфире полную версию нового сингла Daft Punk – "Get Lucky". Напомним, чт...

Соседи пожаловались на Лолиту президенту

Не успела Лолита обрадоваться давно ожидаемой победе над ТСЖ - после долгой войны с жильцами дома «Таганская п...

OE Video music awards кинула российских звезд

Скандальным недоразумением обернулось приглашение ряда российских поп-звезд поучаствовать в ежегодной европейс...

Нуки представила клип «Живы!»

Нуки представила клип на песню "Живы!" с одноименного дебютного альбома. - В клипе необходимо было отобразить...

Максима Леонидова поймали на плагиате

Автора новой песни бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова заподозрили в плагиате. Музыкальный журналист Алек...

Новое в ДЖАЗ и БЛЮЗ

Концерт Нильса Ландгрена в Москве

Концерт Нильса Ландгрена в Москве

Известный шведский джазовый музыкант-экспериментатор, тромбонист, вокалист, экс-арт-директор Берлинского дж...

Grammy Awards – 2014

Grammy Awards – 2014

26 января в лос-анджелесском Staples Center прошла 56-я церемония вручения наград американской Академи...

Kim Waters – Sweet & Sexy

Kim Waters – Sweet & Sexy

21 января южноамериканский smooth jazz-саксофонист Ким Уотерс (Kim Waters) представил коллекцию своих наилу...

MONTREUX JAZZ FESTIVAL: Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя…

MONTREUX JAZZ FESTIVAL: Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя концертами с грифом

В полном соответствии с 4 и 5 июля Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя концертами с грифом "sold ou...

Концерт группы Mezzoforte в Москве

Концерт группы Mezzoforte в Москве

Всемирно известная исландская группа Mezzoforte за три с половиной десятилетия собственной творче...

Известный российский джазмен Денис Бриль записал два романса на студии…

Известный российский джазмен Денис Бриль записал два романса на студии «Мосфильм»

22 июня 2013 года на музыкальной студии «Мосфильм» состоялась необычная запись: на звуковую дорож...

Итоги Финального тура Международного фестиваля-конкурса джазового импровизационного мастерства Master-Jam Jazz…

Итоги Финального тура Международного фестиваля-конкурса джазового импровизационного мастерства Master-Jam Jazz Fest 2013

Впервые в мировой практике джазовых фестивалей в первом финале Первого международного фестиваля-кон...

Мастер-класс саксофониста Джея Родригеса (Jay Rodriguez) на фестивале Мастер-Джем

Мастер-класс саксофониста Джея Родригеса (Jay Rodriguez) на фестивале Мастер-Джем

9 июня в Одессе в рамках фестиваля-конкурса Master-Jam Jazz Fest южноамериканский саксофонист Дже...

Brilliant Jazz Club открывает новый концертный сезон

Brilliant Jazz Club открывает новый концертный сезон

21 февраля в Еврейском культурном центре джазовое объединение Brilliant Jazz Club открыло новый концер...

Grammy Awards – 2013

Grammy Awards – 2013

55-я церемония вручения самых престижных музыкальных наград Grammy Awards состоялась 10 февраля в лос-...

Концерт Al Jarreau (Эл Джарро) в Москве

Концерт Al Jarreau (Эл Джарро) в Москве

Знаменитый южноамериканский джазовый певец Эл Джарро — музыкант с мировым именем, семикратны...

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства "Мастер-Джем"

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем» — одновременно и&...

Международный джазовый конкурс "Мастер-Джем" собирает музыкантов-импровизаторов мира онлайн

Международный джазовый конкурс

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем» от автора и ...

Новогодний джазовый четверг в Brilliant Jazz Club

Новогодний джазовый четверг в Brilliant Jazz Club

20 февраля в Еврейском культурном центре джазовое объединение Brilliant Jazz Club проведет предновогод...

Новый альбом саксофониста Бони Джеймса

Новый альбом саксофониста Бони Джеймса

Выход нового альбома саксофониста Бони Джеймса (Boney James) всегда является значимым событием в музык...

Новое в РОК и АЛЬТЕРНАТИВА

The National сыграли песню Terrible love вместе с гитаристом…

The National сыграли песню Terrible love вместе с  гитаристом Grateful Dead Бобом Вейром.

The National песню Terrible love с альбома 'High Violet' вместе с гитаристом Grateful Dead Бобом Вейром (Bob...

PLACEBO: Placebo представили новый видеоклип.

PLACEBO: Placebo представили новый видеоклип.

Placebo видеоклип к синглу "Too Many Friends": Композиция является пилотным треком к новому альбому рокеров...

Дети Дэвида Гилмора снимаются в сериале "Даунтонское аббатство".

Дети Дэвида Гилмора снимаются в сериале

Младшие дети гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора (David Gilmour) роли в сериале "Аббатство Даунтон". Как раз...

«Вопли Видоплясова» записывают «Чудесный мир»

Украинская группа «Вопли Видоплясова» заканчивает работу над новым альбомом. Поклонники украинского коллектив...

NICK CAVE & The BAD SEEDS: Концерт Ника Кейва, его…

NICK CAVE & The BAD SEEDS: Концерт Ника Кейва, его группы, струнного оркестра и хора доступен для просмотра на Youtube.

Ник Кейв и его Nick Cave & The Bad Seeds выход собственного нового альбома "Push the Sky Away" шикарны...

«ДДТ» презентовала клип «Где мы летим»

Группа «ДДТ» презентовала клип на композицию «Где мы летим».Главная идея состоит в том, что в этом спящем, за...

Новый альбом группы "Гран-КуражЪ"

Новый альбом группы

В 2012 году всем поклонникам стиля Heavy-Power Metal был сделан подарок от группы "Гран-КуражЪ". Эта группа, в...

«Аквариум» сыграл благотворительный «квартирник»

23.09.2012:13.00 Группа "Аквариум" сыграла камерный благотворительный "квартирник" в Центре имени В. Мейерхол...