Новая программа Владимира Юровского – от Моцарта к Цемлинскому
24.02.2013 19:39

В первом отделении в БЗК был исполнен Концерт №2 для фортепиано с оркестром Брамса; в КЗЧ редко исполняемые 25 симфония Моцарта и Метаморфозы, этюд-адажио для 23 солирующих струнных инструментов до минор Рихарда Штрауса.

Подбор создателей не случаен об этом, как всегда интересно и ёмко, Владимир Юровский во время второго концерта, пока на сцене шли технические перестановки перед исполнением Метаморфоз.

Во-первых, все создатели в той или иной степени вèнцы не только привязкой к географической точке, но и по духу. Во-вторых, Штраус и Цемлинский как дирижёры были среди наилучших исполнителей Моцарта. Даже Игорь Стравинский, тотальный критик дирижёров как таковых, написал в мемуарах, что не слышал наилучшего исполнения Свадьбы Фигаро, чем спектакль под управлением Цемлинского.

В-третьих, Цемлинский был знаком с Брамсом и даже удостоился взбучки от этого консервативного мэтра за модернизм в его первом исполненном на публике крупном сочинении струнном квинтете. Творчество Цемлинского стало связующим звеном между поздним романтизмом и новой венской школой в лице Арнольда Шёнберга, учителем которого он был.

Во Втором фортепианном концерте Брамса солировал очень известный и почитаемый Рудольф Бухбиндер. Московские слушатели могли слышать его в апреле прошлого года, когда он с Лондонским филармоническим оркестром п/у того же Владимира Юровского исполнил Пятый фортепианный концерт Император Бетховена.

Как и в апреле, Бухбиндер произвёл чувство сухого, сугубо рационального музыканта причём в Брамсе это проявилось ещё яснее, чем в Бетховене. Брамс романтик, и его музыка требует широкого, свободного дыхания, однако именно этого не было у Бухбиндера. Было метрономически гладкое исполнение, ровный, даже жёсткий ритм без намёка на рубато, при отсутствии которого музыка Брамса из живой превращается в классицистскую мумию. Рояль у Бухбиндера звучал сухо, резко, стучаще, однообразно и иногда некрасиво.

Существует расхожее, хоть и не бесспорное, мнение, что русскую музыку надо исполнять так, как это делают российские музыканты или исполнители русской школы; образцом исполнения венских классиков, романтиков Брамса, Вагнера, Малера и нововенцев служит исполнение выходцев из австро-немецкой музыкальной культуры и далее по этой схеме, с разграничением по культурно-географическому признаку.

Это неверный, тупиковый путь, создающий в исполнительстве культурно-национальные гетто. Скорее наоборот нужно внимательно вслушиваться в интерпретации музыки представителями иных музыкальных культур, это может помочь найти новые грани и черты в, казалось бы, самой знакомой музыке. Яркий пример японский дирижёр Сейджи Озава вероятно лучший на сегодня в мире исполнитель симфонической музыки Чайковского. Из за существующих штампов у себя в Японии он не пользуется такой популярностью, как во всём мире: видимо потому, что интерпретации Озавы слишком заметно отличаются от Евгения Светланова, принятых в Японии как эталонные.

Что касается исполнения Рудольфа Бухбиндера, оно как раз очень отличалось от традиционного, что одобрительно было встречено многими музыкальными критиками; однако немало российских музыкантов, более чем грамотных и очень титулованных меломанов, в частной беседе негативно оценили эту интерпретацию Второго фортепианного концерта Брамса Бухбиндером. Можно, конечно, и такое эпическое полотно, как Второй фортепианный концерт обернуть в кружево венского вальса и превратить в изящную салонную пьесу, но насколько это убедительно для публики в России?

Безукоризненно и максимально корректно звучал в аккомпанементе Бухбиндеру Госоркестр под управлением В. Юровского. Великолепно прозвучала солирующая валторна. Дирижёр и оркестр старались, и не без успеха, соответствовать стилю солиста независимо от того, принимают ли они его концептуальную позицию. Оркестр звучал прозрачно и очень стильно (что очень корреспондировало с камерной интерпретацией Бухбиндера) и точно откликался на любой, даже малозаметный, дирижёрский посыл обилием оркестровых красок.

Концерт 26 января 2013 в столичном филармоническом зале им. Чайковского оказался ещё интереснее, чем й в Большом зале из цикла двух программ Владимира Юровского и Госоркестра им. Светланова программа стоит того, чтобы повторить её целиком.

Любимая Владимиром Юровским 25-я симфония семнадцатилетнего Моцарта, упругая и оптимистичная, прозвучала очень прозрачно, несмотря на то, что была сыграна не камерным, а симфоническим составом оркестра, не очень приученного к точности в мелких деталях камерных партитур. Госоркестр безукоризненно с этими деталями справился.

Затем программа совершила резкий временной и эмоциональный скачок от Моцарта к Рихарду Штраусу. Эмоциональный переход от 17-летнего Моцарта, к глубоко трагическим штраусовским Метаморфозам этому реквиему по немецкой культуре облегчил слушателям технический перерыв, вызванный необходимостью особого переустройство сцены для исполнения Метаморфоз музыканты располагались полукругом вокруг дирижера в два ряда. Во втором ряду музыканты сидели каждый на собственном отдельном подиуме, что визуально акцентировало внимание на солистской сущности каждого оркестранта.

Метамофозы действительно предсмертное сочинение Рихарда Штрауса. Начатое в 1943 году, когда был разрушен Мюнхенский оперный театр, с которым была связана почти вся его жизнь, оно было завершено в 1945 году, когда после варварской, стратегически бессмысленной бомбардировки Дрездена сгорела и Венская опера. После Метаморфоз Р. Штраус написал только Четыре последние песни в 1948 году, и в 1949 году скончался.

Метаморфозы прощание Рихарда Штрауса со своим творчеством, некое очень грустное подведение итогов. Юровский сказал, что насчитал в Метаморфозах не менее 10 скрытых цитат из собственных опер Штрауса, относящихся к женским персонажам. Слышна и тема Мандрики героя последней его оперы Арабелла. Большинство российских слушателей не может распознать эти цитаты в виду того, что не слышали вживе большинство опер Штрауса. По той же причине мало узнаваема и тема короля Марка из оперы Тристан и Изольда Рихарда Вагнера.

Юровский упомянул, что Метаморфозы представляют собой вариации на группу тем, одна из каких подозрительно напоминает Adagio Альбинони, но тут же эту аллюзию отверг. И правильно, поскольку фальсифицированное Adagio впервые было опубликовано создателем мистификации Ремо Джадзотто в 1958 году. Однако одна легко узнаваемая тема пронизывает пьесу от начала и до самого конца тема Траурного марша из Третьей симфонии Бетховена. В коротких фрагментах она всплывает в Метаморфозах на всём протяжении пьесы, которая таким образом находится под типичным флёром Траурного марша.

Самое явственное её проведение ближе к концу пьесы. Напоследок она звучит в басах девяти последних тактов, под которыми в нотах рукой создателя написано In memoriam. Тема траурного марша служит типичным трагедийным стержнем, вокруг которого строится весь этюд-адажио, ставший символом трагедии художника, в конце жизни оказавшегося на руинах культуры, которой он служил.

Метаморфозы Штрауса редко исполняются в Москве, но бывали и прорывы так, осенью 2010 года, после десятилетнего перерыва в столице услышали Метаморфозы в исполнении Юрия Башмета с Солистами Москвы, Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра и Кента Нагано с Баварским госоркестром. Все эти исполнения были интересны и остались в памяти как события в музыкальной жизни. Несомненно, стало таким событием и последнее их исполнение в Москве Госоркестром п/у Владимира Юровского блестяще и с большим вкусом.

Звучание десяти скрипок, пяти альтов, пяти виолончелей и трёх контрабасов было безукоризненным. Начало было светлым, но уже через несколько тактов, когда проявилась тема траурного марша из Третьей симфонии Бетховена, все сильнее нарастало ощущение трагедии трагедии высокой, не переходящей на бытовой уровень. Скорбь не внешняя, а глубоко личная, глубинная, сдержанная во внешних проявлениях, показанная всё всё более плотным и тёмным звуком. При этом ни одной надрывной ноты в оркестре фирменный, знак Владимира Юровского, визитная карточка его стиля.

Очень ярко звучали соло отдельных инструментов, особенно скрипки Сергея Гиршенко. Метаморфозы по яркости исполнения и восприятия слушателями не уступили главному блюду концертов симфонии Цемлинского.

Лирическая симфония в семи песнях для сопрано, баритона и оркестра Александра фон Цемлинского для подавляющего большинства слушателей стала открытием нового создателя несмотря на то, что он ушёл из жизни за 70 лет до этого, а симфония сочинена 90 лет назад. Невольно она сравнивалась с Песнью о земле Малера их объединяют тексты восточного происхождения. Но музыка здесь совершенно самостоятельная и замечательная.

При общей передаче масштабности сочинения, чётком построении его формы дирижёром, впечатляет его внимание к мелким деталям партитуры. В Зале Чайковского Юровский побаловал слушателей ещё большим вниманием к деталям симфонии Цемлинского, филигранной их отделкой. Вероятно, это результат тактики двойного подряд исполнения таких сложных партитур, как симфонии Малера или Цемлинского.

Превосходно оба дня пела солистка Большого театра Татьяна Моногарова. Кроме того, что безупречна вокально, точна была и стилистически. Её живое исполнение вполне выдерживает конкуренцию с западными записями музыки подобного стиля бесспорно, что сегодня мы располагаем малеровско-штраусовским сопрано высокого класса.

Альберт Шагидуллин в Большом зале выглядел менее выигрышно иногда его голос терялся на фоне оркестра. В КЗЧ он либо был в наилучшей вокальной форме, вероятно акустика зала помогла (или всё в сумме), но голос его звучал гораздо лучше, чувство от исполнения его партии было в целом хорошим.

Идея читать со сцены стихи, которые потом поются солистами вместо проекции субтитров или слежения за текстом по распечатке показалась уместной чтение субтитров или текста всегда отвлекает от музыки. В этом концерте чтецы выполнили роль акустических субтитров и задачу эмоционального настроя. Текст читали музыкант театра им. Вахтангова Василий Лановой и актриса Московского театра “Современник” Светлана Иванова.

Интересно было отметить, насколько по-разному симфония Цемлинского прозвучала в разных по акустике залах в Большом, на эстраде, оркестровые группы и дирижер гораздо лучше слышат себя и друг друга. Звучание, которое слышит дирижёр на сцене, гораздо ближе к тому, что слышно слушателям в зале по сравнению с КЗЧ. С другой стороны, после реставрации Большого за счёт снятия со стен слоёв краски, демпфировавших звук, он стал более гулким. Исполнителям надо учитывать эту новую особенность и приспосабливаться к ней.

Программа второго концерта была захватывающе интересной даже на фоне других программ Владимира Юровского. Госоркестр имени Е. Ф. Светланова находится на прекрасном техническом и художественном уровне, в ходе концерта не сидит, уставившись в ноты, а внимательно следит за скупым, но предельно ясным графичным жестом Владимира Юровского, чутко откликаясь на нюансы и детали.

Спустя полтора года после прихода нового дирижёра к руководству Госоркестром уже можно говорить о всё большем внутреннем взаимопонимании коллектива и его худрука, которое он сам именует той химической связью, на полное установление которой Владимир Юровский, к слову говоря, отводит не полтора года, а лет пять. На фоне сегодняшних великолепных программ дальнейшая эволюция этого творческого союза становится крупной интригой.Владимир Ойвин,
Информационный партнер spicedance.ru :
www.classicalmusicnews.ru

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Новое в ПОПСЕ

В сети появилась еще одна неизвестная композиция Ланы Дель Рей.

В сети появилась еще одна неизвестная композиция Ланы Дель Рей.

Хакеры сливать в сеть неизданные треки Ланы Дель Рей (Lana Del Rey). Последняя "новинка" - нетипичный для об...

Варг Викернес арестован во Франции по подозрению в подготовке массового…

Варг Викернес арестован во Франции по подозрению в подготовке массового убийства.

Одиозный руководитель блэк-металлической группы Burzum Варг Викернес (Varg Vikernes) был задержан во Франции...

ARCADE FIRE: Arcade Fire объявили, когда выходит их новый альбом.

ARCADE FIRE: Arcade Fire объявили, когда выходит их новый альбом.

Arcade Fire наконец-то с датой выхода собственного нового альбома: в официальном твиттере команды появилось со...

Бывший лидер группы O-Zone Дэн Балан возглавил чарт треков российского…

Бывший лидер группы O-Zone Дэн Балан возглавил чарт треков российского iTunes

Представляем очередной чарт российского отделения iTunes. Судя и истории топов вообще, в чартах русского iTu...

Сингл Pet Shop Boys "Vocal" выйдет сразу с восемью ремиксами.

Сингл Pet Shop Boys

Pet Shop Boys скорый выход сингла "Vocal" с их будущего альбома "Electric". Сингл синглом, однако треков на...

Courtney LOVE: Кортни Лав дописывает новый альбом.

Courtney LOVE: Кортни Лав дописывает новый альбом.

Кортни Лав (Courtney Love) к концу года выдать новый "изумительный" альбом. Альбом под рабочим названием "D...

Arctic Monkeys представили две новые песни и клип. Похоже, в…

Arctic Monkeys представили две новые песни и клип. Похоже, в творческом плане коллектив подрос.

Arctic Monkeys, похоже, действительно намерены выпустить новый альбом в этом году, как и обещали. Недавно на ш...

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом русского iTunes…

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом русского iTunes Store

С этой недели Звуки следят за еженедельным чартом продаж в русском iTunes Store. Наверняка вам будет интересно...

Новая выпуск Звуковской статистики. Казалось бы, и причем тут Анита…

Новая выпуск Звуковской статистики. Казалось бы, и причем тут Анита Цой...

Занимательная статистика от Звуков продолжает нетривиальные исследования в области пристрастий пользователей И...

Участница «Голоса» и экс-солист «Челси» выступят на «Новой волне»

Международный музыкальный конкурс "Новая волна" под руководством Игоря Крутого в этом году вновь пройдет в Юрм...

Голландские диджеи представили радио-версию нового сингла Daft Punk.

Голландские диджеи представили радио-версию нового сингла Daft Punk.

Голландская радиостанция Sonic 102.9 в эфире полную версию нового сингла Daft Punk – "Get Lucky". Напомним, чт...

Соседи пожаловались на Лолиту президенту

Не успела Лолита обрадоваться давно ожидаемой победе над ТСЖ - после долгой войны с жильцами дома «Таганская п...

OE Video music awards кинула российских звезд

Скандальным недоразумением обернулось приглашение ряда российских поп-звезд поучаствовать в ежегодной европейс...

Нуки представила клип «Живы!»

Нуки представила клип на песню "Живы!" с одноименного дебютного альбома. - В клипе необходимо было отобразить...

Максима Леонидова поймали на плагиате

Автора новой песни бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова заподозрили в плагиате. Музыкальный журналист Алек...

Новое в ДЖАЗ и БЛЮЗ

Концерт Нильса Ландгрена в Москве

Концерт Нильса Ландгрена в Москве

Известный шведский джазовый музыкант-экспериментатор, тромбонист, вокалист, экс-арт-директор Берлинского дж...

Grammy Awards – 2014

Grammy Awards – 2014

26 января в лос-анджелесском Staples Center прошла 56-я церемония вручения наград американской Академи...

Kim Waters – Sweet & Sexy

Kim Waters – Sweet & Sexy

21 января южноамериканский smooth jazz-саксофонист Ким Уотерс (Kim Waters) представил коллекцию своих наилу...

MONTREUX JAZZ FESTIVAL: Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя…

MONTREUX JAZZ FESTIVAL: Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя концертами с грифом

В полном соответствии с 4 и 5 июля Montreux Jazz Festival начал свою работу двумя концертами с грифом "sold ou...

Концерт группы Mezzoforte в Москве

Концерт группы Mezzoforte в Москве

Всемирно известная исландская группа Mezzoforte за три с половиной десятилетия собственной творче...

Известный российский джазмен Денис Бриль записал два романса на студии…

Известный российский джазмен Денис Бриль записал два романса на студии «Мосфильм»

22 июня 2013 года на музыкальной студии «Мосфильм» состоялась необычная запись: на звуковую дорож...

Итоги Финального тура Международного фестиваля-конкурса джазового импровизационного мастерства Master-Jam Jazz…

Итоги Финального тура Международного фестиваля-конкурса джазового импровизационного мастерства Master-Jam Jazz Fest 2013

Впервые в мировой практике джазовых фестивалей в первом финале Первого международного фестиваля-кон...

Мастер-класс саксофониста Джея Родригеса (Jay Rodriguez) на фестивале Мастер-Джем

Мастер-класс саксофониста Джея Родригеса (Jay Rodriguez) на фестивале Мастер-Джем

9 июня в Одессе в рамках фестиваля-конкурса Master-Jam Jazz Fest южноамериканский саксофонист Дже...

Brilliant Jazz Club открывает новый концертный сезон

Brilliant Jazz Club открывает новый концертный сезон

21 февраля в Еврейском культурном центре джазовое объединение Brilliant Jazz Club открыло новый концер...

Grammy Awards – 2013

Grammy Awards – 2013

55-я церемония вручения самых престижных музыкальных наград Grammy Awards состоялась 10 февраля в лос-...

Концерт Al Jarreau (Эл Джарро) в Москве

Концерт Al Jarreau (Эл Джарро) в Москве

Знаменитый южноамериканский джазовый певец Эл Джарро — музыкант с мировым именем, семикратны...

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства "Мастер-Джем"

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем» — одновременно и&...

Международный джазовый конкурс "Мастер-Джем" собирает музыкантов-импровизаторов мира онлайн

Международный джазовый конкурс

Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем» от автора и ...

Новогодний джазовый четверг в Brilliant Jazz Club

Новогодний джазовый четверг в Brilliant Jazz Club

20 февраля в Еврейском культурном центре джазовое объединение Brilliant Jazz Club проведет предновогод...

Новый альбом саксофониста Бони Джеймса

Новый альбом саксофониста Бони Джеймса

Выход нового альбома саксофониста Бони Джеймса (Boney James) всегда является значимым событием в музык...

Новое в РОК и АЛЬТЕРНАТИВА

The National сыграли песню Terrible love вместе с гитаристом…

The National сыграли песню Terrible love вместе с  гитаристом Grateful Dead Бобом Вейром.

The National песню Terrible love с альбома 'High Violet' вместе с гитаристом Grateful Dead Бобом Вейром (Bob...

PLACEBO: Placebo представили новый видеоклип.

PLACEBO: Placebo представили новый видеоклип.

Placebo видеоклип к синглу "Too Many Friends": Композиция является пилотным треком к новому альбому рокеров...

Дети Дэвида Гилмора снимаются в сериале "Даунтонское аббатство".

Дети Дэвида Гилмора снимаются в сериале

Младшие дети гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора (David Gilmour) роли в сериале "Аббатство Даунтон". Как раз...

«Вопли Видоплясова» записывают «Чудесный мир»

Украинская группа «Вопли Видоплясова» заканчивает работу над новым альбомом. Поклонники украинского коллектив...

NICK CAVE & The BAD SEEDS: Концерт Ника Кейва, его…

NICK CAVE & The BAD SEEDS: Концерт Ника Кейва, его группы, струнного оркестра и хора доступен для просмотра на Youtube.

Ник Кейв и его Nick Cave & The Bad Seeds выход собственного нового альбома "Push the Sky Away" шикарны...

«ДДТ» презентовала клип «Где мы летим»

Группа «ДДТ» презентовала клип на композицию «Где мы летим».Главная идея состоит в том, что в этом спящем, за...

Новый альбом группы "Гран-КуражЪ"

Новый альбом группы

В 2012 году всем поклонникам стиля Heavy-Power Metal был сделан подарок от группы "Гран-КуражЪ". Эта группа, в...

«Аквариум» сыграл благотворительный «квартирник»

23.09.2012:13.00 Группа "Аквариум" сыграла камерный благотворительный "квартирник" в Центре имени В. Мейерхол...